Разъяснения Минобрнауки России, Рособрнадзора по актуальным вопросам применения дистанционных образовательных технологий

Где проходить преддипломную практику?

Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате удаленной работы студентов. Если работы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами при онлайн взаимодействии с руководителями практики, то практика может быть организована дистанционно. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики.


Как ликвидировать задолженности в условиях дистанционного обучения?

Студенты, имеющие академическую задолженность, вправе пройти аттестацию по соответствующим предмету, курсу или модулю не более двух раз в пределах одного года с момента образования задолженности. Сроки пересдачи при этом устанавливает вуз. Таким образом, студент может закрыть задолженности после нормализации ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции. В то же время, как и промежуточная аттестация, ликвидация академической задолженности может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальным нормативным актом вуза.

 

Что делать, если преподаватель не готов к переходу на дистанционный режим?

Преодолеть трудности в связи с переходом в онлайн во многих вузах преподавателям помогают сами студенты или сотрудники, занимающиеся информационными технологиями. Поддержку преподавателям должно оказывать как руководство вуза, так и обучающиеся.

 

Реализация элементов программ, требующих специализированного лабораторного оборудования (в части выпускных курсов)

В случае если у образовательной организации отсутствует возможность заменить лабораторные работы виртуальными аналогами, то вносятся изменения в учебный план и занятия переносятся на другой период.

 

Как студенту узнать, что образовательная организация переводит его на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и с какого времени?

Вся информация должна размещаться на сайте образовательной организации и в личных кабинетах студентов (при их наличии). При необходимости работники образовательной организации, курирующие соответствующие курсы, группы студентов должны индивидуально связаться со студентами и разъяснить порядок освоения образовательной программы в данный период.

 

Можно ли выехать с территории образовательной организации и продолжать обучение на основе дистанционных образовательных технологий из дома?

Возможно, в случае если в образовательной организации осуществлен переход на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и порядок такого обучения позволяет осваивать образовательную программу вне места нахождения образовательной организации.

 

Как может быть организована государственная итоговая аттестация в условиях реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий?

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), в том числе, при проведении итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся (далее – ГИА).

Особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, ДОТ определяются локальными нормативными актами образовательной организации. При проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, ДОТ организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных указанными локальными нормативными актами.

Аналогичным образом проводятся и предусмотренные консультирования обучающихся по вопросам, включенным в программы государственных экзаменов, а также консультации руководителей выпускных квалификационных работ.

При оформлении решений государственной экзаменационной комиссий в протоколах должно быть зафиксировано, что аттестационные испытания проводились посредством ДОТ.

 

Возможно ли организовать проведение практики в формате дистанционной работы студентов?

Законодательство не содержат норм, исключающих возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов аналогично широко применяемым в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции способом организации труда работников. В случае, если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться обучающимися, в том числе частично, в формате дистанционной (удаленной) работы при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны вуза, так и со стороны профильной организацией, то практика может быть организована полностью или частично без непосредственного нахождения обучающегося на рабочем месте в профильной организации либо в вузе. При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору между профильной организацией и вузом.

 

Влечет ли применение дистанционных образовательных технологий изменение формы обучение или сроков реализации образовательных программ?

Используемые в рамках организации образовательной деятельности образовательные технологии и методики организации образовательной деятельности, в том числе, предусматривающие опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников с применением информационно-телекоммуникационных сетей не влечет за собой изменение формы обучения.

Образовательные организации реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения или при их сочетании при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

 

Как выпускники школ, участники несостоявшихся заключительных этапов, будут поступать в образовательные организации высшего образования? Планируется ли провести заключительные этапы олимпиад школьников и когда?

В соответствии с утвержденным Порядком проведения олимпиад школьников все заключительные этапы олимпиад школьников должны быть проведены в срок до 1 апреля 2020 года.

В настоящее время Минобрнауки России подготовлены изменения в Порядок проведения олимпиад школьников, предусматривающие в том числе корректировку срока проведения заключительных этапов олимпиад, публикации списков победителей и призеров олимпиад, внесения сведений о победителях и призерах олимпиад в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.

Организаторам олимпиад школьников рекомендовано рассмотреть возможность переноса несостоявшихся заключительных этапов олимпиад, заблаговременно уведомив об этом участников

 

Что делать, если обучение по определенным дисциплинам не может быть осуществлено с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?

Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

Такой перенос сопровождается внесением изменений в соответствующие учебные планы образовательных программ, при этом согласия обучающегося на такой перенос не требуется. При переносе сроков должно быть соблюдено право студентов на каникулы.

 

Как проводить промежуточную аттестацию студентов? Может ли образовательная организация перенести сроки сессии?

Промежуточная аттестация может быть проведена с использованием дистанционных образовательных технологий. При необходимости в учебный план могут быть включены новые формы проведения промежуточной аттестации, позволяющие оценить уровень освоения соответствующей части образовательной программы при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии преподавателя с обучающимися с применением информационно-телекоммуникационных сетей.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются учебным планом и календарным учебным графиком образовательной программы. Сроки проведения промежуточной аттестации (даты сессии) могут быть изменены и перенесены на более поздний срок. При этом они должны быть проведены до конца учебного года. При изменении учебного плана и календарного учебного графика следует обеспечить соблюдение права студентов на каникулы

 

Как обеспечить реализацию дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях карантинных мероприятий?

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном образовательной организацией. С учетом сложившейся ситуации рекомендуется занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» либо перенести на следующий семестр, либо освоение теоретической части дисциплины проводить с применением дистанционных образовательных технологий.

 

Возможна ли реализация образовательной программы или части образовательной программы посредством онлайн-курсов других университетов?

Да, возможно. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

 

Какие локальные нормативные акты должны быть в образовательной организации в связи с переходом на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения?

В образовательной организации должен быть принят локальный нормативный акт об организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции. В указанном локальном нормативном правовом акте должны быть предусмотрены положения об использование онлайн-курсов и дистанционных образовательных технологий (Learning Management System, электронная почта, мессенджеры, системы вебинаров, чаты, подкасты и др.) в образовательном процессе. Кроме этого, образовательной организацией должен быть утвержден перечень доступных онлайн-курсов (в том числе, с учетом перечня онлайн-курсов, подготовленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации), который должен соответствовать образовательной программе, ее направленности (профилю).

 

Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?

В случае если отсутствует подходящий онлайн-курс или принимается решение реализовать учебный предмет (дисциплину без использования онлайн-курса, то, с учетом автономии образовательной организации и самостоятельности в осуществлении образовательной деятельности образовательных организаций. Необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения.

Например, такими моделями альтернативного обучения могут быть лекции в формате вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателям к лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в образовательной организации расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся (в том числе чаты в мессенджерах).

 

Что делать, если наименования учебной дисциплины и онлайн-курса отличаются?

Наименование онлайн-курсов для принятия об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины не является определяющим. Решение об использовании онлайн-курса принимается на основе сопоставления рабочих программ учебных дисциплин и программ онлайн-курсов, сравнения их содержания и трудоемкости, так и на основе анализа результатов обучения или компетенций, которые получают обучающиеся.

То, что образовательная организация указывает своему студенту, материалы какого онлайн-курса другой образовательной организации можно послушать в рамках конкретной учебной программы, не изменяет того, что обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. осуществляет именно та организация, в которой учится студент.