В работе семинара приняла участие заместитель директора по учебно-методической работе Кумертауского филиала ОГУ Ирина Алексеевна Сапрыко.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования (ВО) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, к образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию. Разработка очередных ФГОС ВО – логическое обобщение тех изменений, которые произошли в обществе в период действия стандартов предыдущего поколения. В частности, изменения на рынке труда, возрастающие требования интернационализации образования в контексте Болонского процесса – все это требует и новой парадигмы образования, и совершенствования образовательных стандартов.
В работе двухдневного семинара приняли участие около 100 человек – представители более 60 российских вузов. Открывая мероприятие, первый проректор СПбПУ В.В. Глухов отметил, что современная ситуация в системе высшего образования характеризуется обновлением содержания, структуры, технологий обучения и ресурсного обеспечения на основе ФГОС. В связи с этим вузам целесообразно объединить свой профессиональный и методический опыт для разработки предложений по улучшению стандартов подготовки специалистов. Отметив, что нынешний семинар в немалой степени этому поспособствует, проректор предложил проводить подобные встречи на постоянной основе.
В рамках семинара выступили эксперты Рособрнадзора Е.А. Зима и Ю.Г. Сапронов, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России Е.В. Караваева, руководство и ведущие специалисты Лаборатории математического моделирования и информационных систем (ММИС) – И.М. Мальцев, К.А. Михайлов, В.В. Ямов и др.
В представленных на семинаре докладах были освещены следующие вопросы: нормативно-методические вопросы и проблемы процедуры государственной аккредитации образовательных программ на основе ФГОС 3+; разработка и реализация программ высшего образования на основе ФГОС ВО (ФГОС 3+) с учетом Профессиональных стандартов; ЕПВО (Болонский процесс), методология TUNING ECTS (возможности применения в российском образовании); проблемы перехода на ФГОС ВО 3+ в действующих учебных планах и пути их решения; расчет и пути оптимизации учебной нагрузки кафедр в условиях дефицита финансирования; распределение учебной нагрузки с учетом требований ФГОС ВО 3+ (кадровое обеспечение программ в соответствии с ФГОС ВО 3+); проектирование рабочих программ дисциплин в соответствии с ФГОС ВО 3+ и приказом Минобрнауки № 1367.
Итогами семинара стали выводы о том, что основной плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское высшее образование, а деятельность по реализации ФГОС ВО должна быть системной и управляемой. Радикальная смена парадигмальных оснований теории и практики образования, переход к компетентностному подходу всей системы высшего профессионального образования обуславливают необходимость высокоэффективного менеджмента, основанного на современных концепциях, стратегиях и моделях управления, ориентированных на достижение конкретного образовательного результата.